×
В начале сентября Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов (КУЗОЦМ; считается крупнейшим наряду с Кировским заводом ОЦМ производителем проката из меди и ее сплавов с долей рынка в 41,2% и 35,6% соответственно) представил итоги исследования уровня удовлетворенности потребителей качеством работы. По его данным, улучшение в работе предприятия отметили более 41% респондентов. Опросы заказчиков становятся практикой производителей медного проката.
Мировой контур
В мире рынок меди на подъеме. По оценкам управляющего аналитика группы MetalResearch Георгия Гончарова, в 2018 году рост составил 12% (в 2017-м — и вовсе 21%), объем совершенных сделок превысил 161 млрд долларов. Динамика положительна во всех сегментах: нерафинированная медь — 13,3%, листы — 11,7%, трубы — 13,4%, прутки/профили — 5,2%, катанка — 16,9%.
Крупнейшие экспортеры медной продукции — Чили, Германия, Япония, США, Китай. Доля России не превышает 4%. Наши предприятия поставляют на мировой рынок преимущественно нерафинированную медь и необработанные сплавы, «в прутках, профилях и плоском медном прокате разрыв в десятки раз», говорит генеральный директор исследовательской группы «Инфомайн» Игорь Петров.
Мировая конъюнктура сейчас крайне волатильна. На неблагоприятные индустриальные тенденции накладывается слабость мировой экономики. Средняя цена меди на Лондонской бирже металлов снизилась в первом полугодии 2019 года на 11% в годовом исчислении до 6165 долларов за тонну.
Медный сердечник
Российский рынок в целом реагирует на это повышением внутренних цен, но влияние этого фактора незначительное. В большей степени на объем производства и продаж медного проката давят внутренние факторы, говорит генеральный директор института «Цветметобработка» Юрий Райков.
Российские потребители существенную часть потребностей закрывают за счет импорта. Учитывая это, почти все предприятия реализуют программы модернизации производства и наполнения российского рынка качественными товарами. Так, компания УГМК-ОЦМ освоила выпуск медной фольги для радиаторов, теперь ведет работу по импортозамещению в чермете — выпуску медных труб большого диаметра для изготовления кристаллизаторов. Кроме того, освоен выпуск архитектурной меди (медной кровли) под собственной торговой маркой KIRROOFF: качество ее соответствует зарубежным аналогам. Ревдинский завод по обработке цветных металлов вводит новый производственный комплекс — горизонтальный гидравлический пресс производства SMS Group (Германия). Это позволит увеличить объемы выпуска трубной заготовки с улучшенными показателями.
Однако эти программы не могут компенсировать риски, связанные со стагнацией российской экономики, что выражается в снижении спроса традиционных потребителей медного проката — машиностроения и строительства
Ушли на базу
И это хорошо чувствуют дистрибьюторы. По словам генерального директора компании «Лист» Александра Березкина, месячный объем продаж медного проката в октябре по Северо-Западному региону сократился с 302 до 301,5 тонны в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. «Объемы продаж проката медной группы (медь, латунь, бронза) упали на 15%», — приводит свои данные акционер компании «Галактика» (специализирующейся на спотовой торговле цветными металлами) Сергей Буниц. По его мнению, кроме снижения спроса на это влияют и институциональные факторы: «В бизнес-сообществе сохраняются недоверие, озабоченность, неуверенность в завтрашнем дне. Среди причин торможения бизнеса дистрибьюторов — излишнее администрирование, мы постоянно сталкиваемся с проблемами, связанными с работой судебной системы, участились случаи злоупотребления правом в арбитражном производстве».
Кроме того, участники рынка отмечают все большее давление на бизнес складывающихся диспропорций на рынке труда: «Дефицит квалифицированных инженеров и рабочих специальностей мешает росту компаний и увеличивает операционные издержки», — подчеркивает Сергей Буниц. Именно эти факторы, по его мнению, отразились на финансовых результатах «Галактики»: за девять месяцев этого года объемы выручки упали на 17%, а объемы продаж на 20%.
По мнению руководителя проектов Мценского завода ОЦМ Сергея Тушкова, объем заказов на продукцию предприятий обработки цветных металлов во многом зависит от участия в крупных государственных проектах и гособоронзаказе. В целом потребление продукции остается на уровне прошлых лет, и в ближайшие год-два не будет расти.
В этой ситуации металлоторговым компаниям остается осваивать новые ниши и инструменты сбыта, а также заняться бизнес-процессами. «Наша стратегия — расширение ассортимента за счет включения в линейку алюминиевого профиля, алюминиевой, медной, латунной проволоки, разработку разной ценовой политики в отношении отдельных ассортиментных групп, поиск новых видов деятельности, в частности предоставление услуг по резке продукции», — говорит Сергей Буниц.
Компания «Новые технологии цветной металлургии», по словам ее коммерческого директора Дениса Вира, видит смысл в развитии специализации на более «сложных» в технологическом плане и трудоемких продуктах.
Александр Березкин полагает, что пришло время заниматься автоматизацией работы складского комплекса, развивать направление розничной торговли через интернет-площадку.